Олег ДИВОВ. Симбионты. Роман. 2010.
Симбиоз с будущим
Мудрый Владимир Дмитриевич Михайлов в своё время поделился выстраданным: «..Непрерывное пространство моей мысли приходится воплощать словами, а между словами всегда имеются «разрывы», потому что одним и тем же словом можно обозначить, допустим, десять состояний души, которые близко друг к другу, но не одно и то же… Почувствовать это внутри себя – я могу. Передать словами - получается куда более коряво…». Таким образом, воплощённая вещь непременно отличается от некоего задуманного писателем идеала. Насколько велико это отличие – знает только автор. Но ведь не менее важно то, как его месседж поймёт читатель, чем он заполнит эти «разрывы между словами». Как бы не было полноценно произведение в художественном отношении, «разрывы между словами» в нём обязательно есть, и окончательную плоть этот «каркас» обретает уже в голове читающего, поэтому тезис «словам должно быть тесно, а мыслям просторно», меня иногда смущает. Мне кажется, что мысли, возникающие при прочтении, должны всё-таки как-то соответствовать контексту прочитанного, а то ведь случается, что автор диву даётся – насколько превратно его поняли.
Но это не о писателе Дивове. Олега Дивова даже при его «рубленой» стилистике с разрывами и между словами, и между предложениями, читатель всегда понимает и принимает. Правда, долгожданный роман «Симбионты» внёс некоторый раскол в сплочённую аудиторию его «ядерных» (по выражению самого Дивова) читателей. «Дивов уже не тот», «чтиво для подростков», «слишком политкорректен и неоригинален» – говорят одни; «Дивов не повторяется», «умён», «как никогда злободневен» – не соглашаются другие. И все по-своему правы: Олег Дивов в «Симбионтах» действительно не тот, он другой, но по-прежнему узнаваемый; Олег Дивов в «Симбионтах» действительно злободневен, но не чересчур оригинален. А как оригинально описать нашу действительность? Она, к сожалению, совсем неоригинальная… Роман для подростков? Правильно! Хоть автор и обошёлся без злобных пришельцев, «Симбионты» ненавязчиво перекликаются с классическим романом о тинейджерах и для тинейджеров «Главный полдень» Александра Мирера. Но ведь я, совсем уже не подросток, и даже – не молодой человек, тоже читал «Симбионтов» с удовольствием. Роман про школьную любовь? Отлично! Значит, книга подойдёт читателям всех возрастных категорий, не забывшим, что это такое. Автор слишком политкорректен? Не беда! Может быть, уже пора и с помощью фантастики потихоньку начинать культивирование доверия к государству? Спорный, конечно, вопрос, но, тем не менее… Ведь сказал же кто-то, не будем показывать пальцем, что «государство – это мы».
Закругляясь, отмечу, что роман «Симбионты» – оптимистический (и это здорово! чернуха обрыдла), что в нём нет вампиров и иных, и, самое, пожалуй, главное: он - научно-фантастический и полностью соответствует очень нравящемуся мне определению НФ Грегори Бенфорда, поскольку насквозь проникнут атмосферой научного поиска, по которой умный читатель давно уже соскучился.
© Владимир ЛАРИОНОВ