Братья Стругацкие рецензируют Севера Гансовского...
Не совсем обычная эта фантастика. Не традиционная. Нет здесь полыхающих нестерпимым пламенем дюз, нет бесчисленных мигающих лампочек на пультах, нет хитроумных кибернетических устройств. Словом, если вы ждёте подробных и недостоверных сведений о странных формах жизни, населяющей неведомые планеты в иных звездных системах, или рассказа о потрясающих воображение происшествиях со смельчаками учёными в подземных лабораториях, или ещё чего-нибудь в этом роде - смело закройте эту книгу. Впрочем, погодите, не закрывайте.
Всё-таки книга эта – сборник научно-фантастических произведений, написанных сильным, глубоко чувствующим человеком, И предметом его книги является не наука в её грядущих ипостасях, не научная мечта и уж, конечно, не популярные рассуждения о современных достижениях науки. Разумеется, такие темы тоже нужны, книги на такие темы тоже необходимы, и их много, хороших и плохих, и их читают с интересом, ведь читатель в нашей стране любознателен и требует пищи для воображения, всё больше пищи, всё лучшей пищи для воображения, именно сейчас, немедленно, когда очевидны исполинские успехи науки, когда наука у всех на глазах начала поистине триумфальное шествие в туманное будущее, когда всякому ясно, какую огромную роль отныне будет играть наука в истории человечества. Всем ясно, какую огромную роль будет играть наука. И всё-таки, КАКУЮ?
Очевидно, всй дело в том, в чьи руки попадают плоды научных исследований. Это известно каждому школьнику. Но проблема не ограничена наукой и обществом, в чьих руках наука находится. Есть ещё ученые – творцы науки. В морально-этическом плане наука неотделима не только от общества, но и от этих людей. А их с каждым годом становится всё больше. Мировую научно-техническую интеллигенцию уже не представишь в виде кучки античных старичков в профессорских ермолках, это многомиллионная армия со своими – к сожалению, очень разными – политическими и нравственными идеалами, участвующая активно во всех производственных процессах, берущая начало не в семьях разночинцев и аристократов, как в прошлые века, а чаще всего прямо у станков и у сельскохозяйственных машин. Сознание этой армией своего места в мире, своей ответственности за судьбы мира, своей позиции в отношении остального человечества – это в значительной степени вопрос будущего нашей планеты.
Вот чему посвящены главным образом произведения Гансовского, собранные в этой книге. Жанровое определение «научная фантастика» - приобретает для него совершенно новый смысл. Не предвосхищение достижений науки будущего; не памфлет о зверских применениях парадоксальных открытий науки по ту сторону баррикады; не «крылатое мечтание» о том, как будет хорошо, когда всю работу за нас станут делать вежливые роботы; и уж, конечно, не популяризация школьных знаний занимает мысли и воображение автора. Гансовский глубоко и мучительно раздумывает о людях, «делающих» науку, об их моральном облике, об их ответственности перед теми, кто в поте лица своего питает всех людей на Земле хлебом от земли и одевает в ткань от ткацкого станка. Для Гансовского научная фантастика есть литература о нравственности и ответственности человека науки. Он решает психологическую задачу: что чувствуют, как относятся к своей работе, что думают о мире те, в чьих руках материализация высших достикений человеческого знания. Лицо сборника определяют два произведения: повесть «Шесть гениев» и рассказ «День гнева». Это самые значительные в литературном и идейном смысле вещи в этой книге. Это в них наиболее отчетливо, наиболее громко и грозно звучит призыв автора к миру и к науке: «Человечность! Помните о человечности!»
Это фрагмент рецензии АБС на книгу: Север Гансовский. Шесть гениев. – М.: Знание, 1965.
(Литературная Россия. – 1966. - 19 августа).
Север Гансовский в дни Первого Всесоюзного совещания КЛФ (Киев, 1988).
среда, 11 апреля 2012